Пятница, 17.05.2024, 06:27Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя Лёвкиной Людмилы Анатольевны
Меню сайта
Мои материалы
Общие сведения [1]
Курсовая подготовка [1]
Тема самообразования [1]
Моя педагогическая концепция [1]
Результаты педагогической деятельности [5]
Результаты ЕГЭ и ГИА [5]
Профессиональные и личные достижения учителя [1]
Участие в конкурсах, конференциях и т.д.
Внеурочные предметные достижения учащихся [4]
Научно-методическая деятельность [2]
Учебно-материальная база [1]
Форма входа
Ссылки
Поиск
Опрос сайта
Оцените мой сайт
Всего ответов: 174

Мое портфолио


Главная » Моя педагогическая концепция
Не тот учитель, кто получает  воспитание  и образование учителя, 
а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.
 Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, 
которые человек приносит своему призванию.
Лев Николаевич Толстой

   Учитель – это больше чем просто профессия, приносящая средства к существованию,  это судьба человека, считающего педагогику своим призванием.  Жить ради счастья детей – вот главный смысл труда учителя.   Я  убеждена, что учитель – человек, способный на   определенные жертвы ради ребенка, ради его успешного развития и самореализации.  
   Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить  свой творческий потенциал.
   Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашей стране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и практикой.
  Гражданин современной России должен уметь действовать в неопределенной ситуации, быть готовым к принятию ответственных и рационально обоснованных решений и, что особенно важно, уметь претворять их в жизнь, нести ответственность за себя и свое ближайшее окружение, проявлять активную гражданскую позицию.  
 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования определяет, что в условиях новых социальных реалий в России, перехода человечества информационному этапу своего развития и экономике, основанной на информационных технологиях и знаниях, образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны.
   В настоящее время меняется характер деятельности человека, она «все больше становится принципиально инновационной». Существенно, сокращается значимость и сужается круг репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий.
   Важнейшая задача современной системы  образования – «научить учиться». Урок сегодня это - организованная учителем активная познавательная  деятельность учащихся. Это учебное сотрудничество. Это активные и интерактивные формы работы, самостоятельность и самодеятельность ученика. Это хорошо спланированная организаторская роль учителя. Это реализация ТЦУ урока (развитие, обучение, воспитание).     
 «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него  материал» К.Д. Ушинский.
 «Обучение и воспитание – писал В.В. Давыдов, - предполагают собственную деятельность учащихся в процессе усвоения ими многообразных духовных ценностей; учащийся является подлинным субъектом учебно-воспитательного процесса». В.В. Давыдов отмечал, что для успешного взросления подростка необходимо развитие навыков, определяющих личную и социальную зрелость человека, таких как целеполагание, рефлексия собственной деятельности, самостоятельность в постановке и решении деятельностных задач. Созданная им технология развивающего обучения позволяет успешно формировать эти навыки в учебной работе.
   Т. И. Шамова в книге «Активизация учения школьников» пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.         
  Таким образом, исторический опыт развития педагогики показывает, что реализация современных целей образования возможна только в  активной деятельности самого ребенка. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.
  Система обучения учителя зависит от педагогической позиции, которую он занимает и любая позиция имеет свою методологическую основу. Ученик,  который  добывает себе знания в деятельности – это для меня  главная фигура в обучении. Но деятельность лишь тогда становится продуктивной, когда она мотивированная, осознанная и результативная. И при этом нужно всегда помнить, что ни одна педагогическая концепция не будет реализована, если не соблюдать главный принцип – любить и уважать своих учеников, воспринимать их такими, какие они есть. 
          Моя педагогическая концепция основывается   трех направлениях:
 – обучение,
–  воспитание,
– самообразование  (повышение педагогического мастерства, уровня профессиональной деятельности, квалификации).
Направление «Обучение»
Цель: создать максимально благоприятные условия для самовыражения, самореализации, самосовершенствования каждого учащегося в процессе обучения истории, обществознания и технологии, всесторонне способствовать благоприятной социализации личности ребенка.
Задачи:
• формирование интереса к обучению, развитие творческих способностей и задатков учащихся, через постоянное совершенствование форм и методов обучения;
• разработка системы обучения и системы отслеживания результатов деятельности для каждого обучающегося, в соответствии с его индивидуальными особенностями;
 • поддержание на каждом уроке благоприятной психологической атмосферы;
• использование в обучении инновационных педагогических технологий;
• разработка системы внеурочной деятельности учащихся, направленной на дополнительное обучение предметам и развитие его индивидуальных способностей;
• формирование и развитие ИКТ-компетентностных умений учащихся.
Принципы организации педагогической деятельности
–Принцип дифференцированного обучения  позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях, профессиональных намерениях, способностях учеников. Организация учебно-воспитательного процесса строится  с учетом индивидуальных особенностей учащихся (уровнем владения знаниями, умениями, навыками); повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; создание щадящих условий для слабых учащихся.
– Принцип исследовательского подхода  позволяет  создать условия для развития индивидуальных творческих способностей учащихся и формирования их мировоззрения; создать  условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения,  работая в различных группах: умение выдвигать идеи, ставить цели, планировать свою деятельность, оценивать ее результаты.
– Принцип развивающего обучения  обеспечивает развитие у учащихся способностей и творческого потенциала. В основу обучения положены различные развивающие педагогические технологии, в том числе и информационно-коммуникационные технологии.  Создание развитой системы дополнительного образования, задача которой дать детям углубленные и расширенные знания по предмету.
– Принцип личностно-ориентированного подхода в обучении  направлен на создание условий для полноценного проявления и соответственного развития субъектов образовательного процесса, ситуации успеха для каждого ученика.Ориентация образовательно-воспитательного процесса на личность ребенка, максимальное развитие его индивидуальности. Все это дает возможность  для самовыражения, самореализации, самосовершенствования.
         Формы и методы:
–Практические и лабораторные работы, метод проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский,тренинги, тестирование, фронтальные и групповые формы.
–Лекционно-семинарская методика проведения уроков в старших классах (лекции, семинары, уроки – пресс-конференции, уроки-диспуты, дискуссии практикумы, конференции, проведение исследований). Подготовка старшеклассников к обучению в высших и средне-профессиональных учебных заведениях.
–Деловые, ролевые игры. Практическое применение приобретенных знаний, умений, навыков в какой-либо практической «жизненной» ситуации.
–Творческие, практико – ориентированные, исследовательские  и социальные проекты. Использование приобретенных знаний, умений, навыков в реализации полезно-значимых проектов. Метод  проектов  - одна из ведущих технологий личностно ориентированного обучения, а  так же метод, появление которого связано с использованием  современных средств информационных технологий.
   Система отслеживания результатов  предназначена для проведения мониторинга результатов обученности.  Основные формы контроля и оценки результатов обучения: различные формы опроса;  анализ  качества творческих работ обучающихся (проектов, исследований), результатов участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях; проведение контрольных испытаний (в форме проверочных работ, тестов); портфолио; итоговая аттестация. Из результатов мониторинговой деятельности выявляются проблемы, намечаются пути их решения.
Использование в обучении инновационных педагогических технологий:
Проектно-исследовательская технология
Цель применения:  создать условия для развития индивидуальных творческих способностей учащихся и формирования их мировоззрения; создать  условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах.
Проблемное обучение
Цель применения: формирование познавательной самостоятельности ученика; усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем (в результате эти знания, умения оказываются более прочными, чем при традиционном обучении); воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Здоровьесберегающие технологии
Цель применения: создание комфортных условий обучения для сохранения психического и физического здоровья учащихся, опора на принцип индивидуализации, учёта особенностей ребёнка в процессе планирования и организации его деятельности.
ИКТ технологии
Цель применения: позволяют рационально организовать познавательную деятельность, обеспечить учащимся собственную траекторию обучения, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
 Использую следующие типы компьютерных средств обучения: презентации, аудио - и видеофрагменты, электронные энциклопедии, дидактические материалы, программы-тренажёры, программные системы контроля знаний и т.д..
Педагогика сотрудничества
как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. гуманистическая ориентация воспитания, сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
Технология игрового обучения
в процессе которой отражается накопленный учащимися жизненный опыт, приобретаются навыки, необходимые им для успешной деятельности, воспитываются организаторские способности.
Система внеурочной деятельности учащихся  
• Элективные  курсы и кружки по предметам.
 • Олимпиады и конкурсы;
• познавательные мероприятия (игры, тематические мероприятия, предметные недели и т.д.),  экскурсии, связанные с историей области, страны;
• поисковая и исследовательская работа, участие в краеведческих конференциях школьных, районных  и областных;
• реализация социально-значимых  проектов.
         Результаты:
Ÿ  • Выполнение социально значимых программ и проектов.
Ÿ  • Призовые места на районных и областных олимпиадах учащихся и педагога.
Ÿ  • Выступления на научно-практических конференциях учащихся и педагога.
Ÿ • Распространение опыта работы на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.
Ÿ  • Профессиональное определение выпускников  школы по направлению технология, дизайн, экономика.
Направление «Воспитание»
Цель: создать максимально благоприятные условия для самовыражения, самореализации, самоутверждения, самосовершенствования каждого ребенка, члена классного коллектива.
Задачи:
–создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем;
–способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
–содействовать формированию нравственной, патриотической и гражданской позиции школьников, правовой культуры, воспитывать осознанное отношение к своей жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений;
–развивать познавательную активность учащихся, коммуникативные способности; поддерживать творческие начинания  детей;
–способствовать формированию ответственности за свои дела и поступки, за исполнение своих прав и обязанностей по отношению к семье, друзьям, нуждающимся в помощи;
–формирование взаимоотношений между членами классного коллектива, основанных на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи.
Принципы воспитательной системы класса:
–Равенство всех участников воспитательного процесса или принцип сотворчества детей и взрослых.
–Ориентация не только и не столько на результаты творческого поиска, сколько на сам процесс творчества.
–Принцип демократизации. Без выбора — нет свободы. Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
–Принцип гуманизма. Уважение к личности подростка и вера в его способности.
–Постоянное поддержание благоприятной психологической атмосферы в коллективе.        
Реализация концепции «Воспитание»
         Направления:
• Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное ( изучение истории родного края, участие в акциях, экскурсии в музеи, по родному краю, проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций, благоустройство территории школы).
• Познавательное (познавательные дела, мероприятия, конкурсы, часы общения, беседы, ориентированные на развитие познавательной активности учащихся).
• Оздоровительное (дни здоровья, походы, спортивные соревнования и игры, часы общения и другое).
• Творческо-досуговое (игры, праздники, творческие вечера, конкурсы и прочее).
• Работа с родителями (родительские собрания, консультации, всеобучи и другое).
• Работа с педагогическим коллективом (взаимодействие с учителями предметниками, социально-психологической службой).
         Результаты:
• Большой процент занятости  учащихся во внеурочное время.
• Отсутствие правонарушений у учащихся класса.
• Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе.
• Сплоченный коллектив родителей учащихся, заинтересованный успехами и неудачами своих детей, коллектива класса, школы.
• Высокий уровень самоуправления классного коллектива.
• Учащиеся активные участники воспитательного процесса школы: участие в соревнованиях, конкурсах, фестивалях, олимпиадах различных уровней.
•  Активные участники решения проблем местного социума.
Направление «Самообразование»
Цель: повышение собственной профессиональной компетентности как условие повышения эффективности обучения и воспитания.
Задачи:
–повышение теоретического уровня профессиональной подготовки;
–обобщение и распространение собственного педагогического опыта, через публикацию материалов, через участие в общешкольных, районных, региональных и федеральных мероприятиях; проведение мастер-классов; создание персонального сайта;
–повышение квалификации, через обучение на курсах повышения квалификации, сетевое взаимодействие.
Реализация концепции «Самообразование»
      Направления:
–Изучение передового педагогического опыта (технологии, подходы, нормативные документы, и другое).
–Участие в семинарах, конференциях, круглых столах, педагогических советах, открытых мероприятиях, мастер-классы.
–Участие в профессиональных конкурсах.
–Обобщение и распространение опыта, через публикацию материалов.
–Повышение квалификации.
–Создание персонального сайта.
       Результаты:
• Участник и неоднократный  призер профессиональных конкурсов различных уровней.
• Автор  публикаций в  муниципальных и региональных сборниках и федеральной прессе.
• Участие в конкурсах материалов передового педагогического опыта;
• Работа в ОМО, РМО, ШМО, выступления на муниципальных и межрегиональных   научно-практических конференциях.
Левкина Л.А., учитель истории, обществознания и технологии
МКОУ СОШ п. Заря, Опаринского района, Кировской области.
 
Список литературы и ссылки на источники информации
1.  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
2.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проект / под ред. A.М. Кондакова, A.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. — 36 с.
3.  Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.-М., 1989
4.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
 [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/
http://www.bestreferat.ru/referat-219534.html
http://pervootkrivatel.ucoz.ru/11/pedagogika_sotrudnichestva.doc

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Моя педагогическая концепция | Просмотров: 1650 | Добавил: Заряночка | Дата: 19.01.2014 | Комментарии (0)

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Свежие новости