– самообразование
(повышение педагогического мастерства, уровня профессиональной
деятельности, квалификации).
Направление
«Обучение»
Цель: создать максимально благоприятные условия для
самовыражения, самореализации, самосовершенствования каждого учащегося в
процессе обучения истории, обществознания и технологии, всесторонне
способствовать благоприятной социализации личности ребенка.
Задачи:
• формирование
интереса к обучению, развитие творческих способностей и задатков учащихся,
через постоянное совершенствование форм и методов обучения;
• разработка
системы обучения и системы отслеживания результатов деятельности для каждого обучающегося,
в соответствии с его индивидуальными особенностями;
• поддержание
на каждом уроке благоприятной психологической атмосферы;
• использование
в обучении инновационных педагогических технологий;
• разработка
системы внеурочной деятельности учащихся, направленной на дополнительное
обучение предметам и развитие его индивидуальных способностей;
• формирование
и развитие ИКТ-компетентностных умений учащихся.
Принципы организации педагогической деятельности
–Принцип дифференцированного обучения позволяет разрешить противоречие между существующими
различиями в интересах, склонностях, профессиональных намерениях, способностях
учеников. Организация учебно-воспитательного процесса строится с учетом индивидуальных особенностей учащихся
(уровнем владения знаниями, умениями, навыками); повышение
уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных
достижений; создание щадящих условий для слабых учащихся.
– Принцип исследовательского подхода позволяет создать
условия для развития индивидуальных творческих способностей учащихся и
формирования их мировоззрения; создать
условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают
недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями
для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные
умения, работая в различных группах:
умение выдвигать идеи, ставить цели, планировать свою деятельность, оценивать
ее результаты.
– Принцип развивающего обучения обеспечивает
развитие у учащихся способностей и творческого потенциала. В основу обучения
положены различные развивающие педагогические технологии, в том числе и
информационно-коммуникационные технологии.
Создание развитой системы дополнительного образования, задача которой
дать детям углубленные и расширенные знания по предмету.
– Принцип личностно-ориентированного подхода в обучении направлен на
создание условий для полноценного проявления и соответственного развития
субъектов образовательного процесса, ситуации успеха для каждого ученика.Ориентация
образовательно-воспитательного процесса на личность ребенка, максимальное
развитие его индивидуальности. Все это дает возможность для самовыражения, самореализации,
самосовершенствования.
Формы и методы:
–Практические
и лабораторные работы, метод проблемного изложения, частично-поисковый,
эвристический, исследовательский,тренинги, тестирование, фронтальные и групповые
формы.
–Лекционно-семинарская
методика проведения уроков в старших классах (лекции, семинары, уроки – пресс-конференции, уроки-диспуты, дискуссии практикумы,
конференции, проведение исследований). Подготовка старшеклассников к
обучению в высших и средне-профессиональных учебных заведениях.
–Деловые,
ролевые игры. Практическое применение приобретенных знаний, умений,
навыков в какой-либо практической «жизненной» ситуации.
–Творческие,
практико – ориентированные, исследовательские
и социальные проекты. Использование приобретенных знаний,
умений, навыков в реализации полезно-значимых проектов. Метод проектов - одна из ведущих
технологий личностно ориентированного обучения, а так же метод, появление
которого связано с использованием современных средств информационных
технологий.
Система отслеживания результатов предназначена
для проведения мониторинга результатов обученности. Основные формы
контроля и оценки результатов обучения: различные формы опроса; анализ
качества творческих работ обучающихся (проектов, исследований),
результатов участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях; проведение
контрольных испытаний (в форме проверочных работ, тестов); портфолио; итоговая
аттестация. Из
результатов мониторинговой деятельности выявляются проблемы, намечаются пути их
решения.
Использование
в обучении инновационных педагогических технологий:
–Проектно-исследовательская
технология
Цель
применения:
создать условия для развития индивидуальных творческих способностей
учащихся и формирования их мировоззрения; создать условия, при которых учащиеся самостоятельно
и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся
пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических
задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах.
–Проблемное
обучение
Цель
применения: формирование познавательной
самостоятельности ученика; усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе
активного поиска и самостоятельного решения проблем (в результате эти знания,
умения оказываются более прочными, чем при традиционном обучении); воспитание
активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать
нестандартные проблемы.
–Здоровьесберегающие
технологии
Цель
применения: создание комфортных условий обучения для
сохранения психического и физического здоровья учащихся, опора на принцип
индивидуализации, учёта особенностей ребёнка в процессе планирования и
организации его деятельности.
–ИКТ технологии
Цель
применения: позволяют
рационально организовать познавательную деятельность, обеспечить учащимся
собственную траекторию обучения, осуществить дифференцированный подход к
учащимся с разным уровнем готовности к обучению; организовать одновременно
детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Использую следующие типы компьютерных средств обучения: презентации,
аудио - и видеофрагменты, электронные энциклопедии, дидактические материалы,
программы-тренажёры, программные системы контроля знаний и т.д..
–Педагогика
сотрудничества
как идея совместной развивающей деятельности
взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир
друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. гуманистическая ориентация
воспитания, сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
–Технология игрового обучения
в процессе которой отражается накопленный
учащимися жизненный опыт, приобретаются навыки, необходимые им для успешной
деятельности, воспитываются организаторские способности.
Система внеурочной деятельности учащихся
• Элективные
курсы и кружки по предметам.
• Олимпиады и конкурсы;
• познавательные мероприятия (игры, тематические мероприятия,
предметные недели и т.д.), экскурсии, связанные с историей области,
страны;
• поисковая и исследовательская работа, участие
в краеведческих конференциях школьных, районных
и областных;
• реализация социально-значимых проектов.
Результаты:
• Выполнение социально значимых программ и проектов.
• Призовые места на районных и областных олимпиадах
учащихся и педагога.
• Выступления на научно-практических конференциях
учащихся и педагога.
• Распространение опыта работы на муниципальном,
региональном и всероссийском уровне.
• Профессиональное определение выпускников школы по направлению технология, дизайн,
экономика.
Направление «Воспитание»
Цель: создать максимально благоприятные условия для самовыражения,
самореализации, самоутверждения, самосовершенствования каждого ребенка, члена
классного коллектива.
Задачи:
–создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования
классного коллектива и развития личности ребенка в нем;
–способствовать формированию основ культуры общения и построения
межличностных отношений;
–содействовать формированию нравственной, патриотической и гражданской
позиции школьников, правовой культуры, воспитывать осознанное отношение к своей
жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений;
–развивать познавательную активность учащихся, коммуникативные способности;
поддерживать творческие начинания детей;
–способствовать формированию ответственности за свои дела и поступки, за
исполнение своих прав и обязанностей по отношению к семье, друзьям, нуждающимся
в помощи;
–формирование взаимоотношений между членами классного коллектива, основанных
на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении,
взаимопомощи.
Принципы воспитательной системы класса:
–Равенство всех участников воспитательного
процесса или принцип сотворчества детей и взрослых.
–Ориентация не только и не столько на
результаты творческого поиска, сколько на сам процесс творчества.
–Принцип демократизации. Без выбора —
нет свободы. Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и
результат деятельности.
–Принцип гуманизма. Уважение к личности
подростка и вера в его способности.
–Постоянное
поддержание благоприятной психологической атмосферы в коллективе.
Реализация концепции «Воспитание»
Направления:
• Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное ( изучение истории
родного края, участие в акциях, экскурсии в музеи, по родному краю, проведение часов общения, уроков памяти,
уроков мужества, читательских конференций, благоустройство
территории школы).
• Познавательное (познавательные дела,
мероприятия, конкурсы, часы общения, беседы, ориентированные на развитие
познавательной активности учащихся).
• Оздоровительное (дни здоровья, походы,
спортивные соревнования и игры, часы общения и другое).
• Творческо-досуговое (игры, праздники,
творческие вечера, конкурсы и прочее).
• Работа с родителями (родительские собрания,
консультации, всеобучи и другое).
• Работа с педагогическим коллективом (взаимодействие
с учителями предметниками, социально-психологической службой).
Результаты:
• Большой процент занятости учащихся
во внеурочное время.
• Отсутствие правонарушений у учащихся класса.
• Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе.
• Сплоченный коллектив родителей учащихся, заинтересованный успехами и
неудачами своих детей, коллектива класса, школы.
• Высокий уровень самоуправления классного коллектива.
• Учащиеся активные участники воспитательного процесса школы: участие в
соревнованиях, конкурсах, фестивалях, олимпиадах различных уровней.
• Активные участники решения проблем местного социума.
Направление
«Самообразование»
Цель: повышение собственной профессиональной компетентности как условие повышения
эффективности обучения и воспитания.
Задачи:
–повышение теоретического уровня профессиональной подготовки;
–обобщение и распространение собственного педагогического опыта, через
публикацию материалов, через участие в общешкольных, районных, региональных и
федеральных мероприятиях; проведение мастер-классов; создание персонального
сайта;
–повышение квалификации, через обучение на курсах повышения квалификации,
сетевое взаимодействие.
Реализация концепции «Самообразование»
Направления:
–Изучение передового педагогического
опыта (технологии, подходы, нормативные документы, и другое).
–Участие в семинарах, конференциях, круглых
столах, педагогических советах, открытых мероприятиях, мастер-классы.
–Участие в профессиональных конкурсах.
–Обобщение и распространение опыта, через
публикацию материалов.
–Повышение квалификации.
–Создание персонального сайта.
Результаты:
• Участник и неоднократный призер
профессиональных конкурсов различных уровней.
• Автор публикаций в муниципальных и региональных сборниках и
федеральной прессе.
• Участие в конкурсах
материалов передового педагогического опыта;
• Работа в ОМО, РМО,
ШМО, выступления на муниципальных и межрегиональных научно-практических конференциях.
Левкина Л.А., учитель
истории, обществознания и технологии
МКОУ СОШ п. Заря,
Опаринского района, Кировской области.
Список литературы и ссылки на источники информации
1. Давыдов В.В.
Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
2.Концепция
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Проект / под ред. A.М. Кондакова, A.А. Кузнецова. М.: Просвещение,
2008. — 36 с.
3. Кларин М.В. Педагогическая технология в
учебном процессе.-М., 1989
4. Национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа».