Воспитание
индивидуальности как одно из направлений становления личности .
Основными
параметрами личностного развития ребенка на сегодняшний день можно считать его
ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность,
чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития
этих качеств можно рассматривать как показатель сформированности социальной
компетентности и социального развития личности.
Создание
условий для интеллектуального и духовного развития, самопознания,
самоопределения, самореализации личности в соответствии с индивидуальными
личностными особенностями, все чаще рассматривается как важнейшая задача
образования. Поэтому в последние годы акцент в воспитательной практике смещается
в сторону поддержки становления в растущем
человеке ярко индивидуального,
которое призвано ему помочь стать самим собой и добиться благодаря этому
жизненного успеха.
В
качестве требований воспитания, ориентированного на развитие индивидуальности
растущего человека, избираются следующие принципы построения воспитательного
взаимодействия: целостности; бинарности;
доминанты; вариативности; помогающих отношений; творческой активности;
рефлексивности. Принцип
целостности: педагогические действия
не должны распыляться ради формирования каких-то отдельных, порой и не очень
существенных, сторон и качеств человека, а должны сосредотачиваться на развитии
системообразующего свойства, придающего человеку целостность. Принцип бинарности: (бинарный двойной, двуединый, состоящий из двух
частей, компонентов и т.п.) предполагает выделение парных методов
«воспитания-самовоспитания». Принцип
доминанты требует от воспитателя
внимательного изучения воспитанников и тщательного анализа их поступков, что
способствует выявлению, осознанию пониманию педагогом доминантных состояний у
детей. Это является несомненно важным для развития индивидуальности школьников,
ведь из совокупности присущих им доминант формируется «руководящий стержень» их
мыслей и действий, т.е. авторское отношение к жизни.
Принцип вариативности требует от педагога умения проектировать и создавать
в воспитательном взаимодействии с учащимися ситуацию выбора. Без выбора
невозможно развитие индивидуальности ребенка, проявление его способностей.
Педагог может и должен помочь учащемуся жить, учиться и воспитываться в
условиях постоянного выбора цели, содержания, формирования способов организации
индивидуальной и коллективной деятельности.
Принцип
помогающих отношений нацеливает
воспитателя на отказ от использования средств формирующей педагогики, на
обогащение своего педагогического арсенала индивидуальностно-ориентированными
формами и способа ми воспитательного взаимодействия.
Принцип
творческой активности обращает
внимание воспитателя на необходимость проектирования и создания условий для
проявления и развития креативных способностей учащихся, на стимулирование у них
желания стать субъектами индивидуального и коллективного жизнетворчества. Принцип
рефлексивности. является отражением
необходимости осуществления педагогической деятельности по формированию у детей
умений и навыков самоанализа и самооценки, потребности в рефлексии событий,
происходящих в совместной и индивидуальной жизни.
Приемы и методы педагогического взаимодействия
педагога и воспитанника в процессе воспитания индивидуальности представлены в
таблице: (См. Табл №1).
Таким образом, воспитание,
содействующее развитию индивидуальности, включает в себя следующие приоритетные
направления:
1.Создание авторского отношения человека к
собственной жизни, к своему социальному и природному окружению.
2.Развитие задатков и способностей растущего человека.
3.Освоение социокультурного
опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности.
4.Формирование нравственной направленности ребенка.
5. Развитие творческой активности детей.
Развитию
и проявлению индивидуальности ребенка способствуют следующие формы
воспитательной работы:
1.Учебные занятия спецкурсов «Самосовершенствование
личности» (Г.К. Селевко), «Философия жизни» (Т.Е. Щуркова) и др.
2. Циклы тематических классных часов: «Стать самим
собой», « Познай самого себя», «Сотвори сам себя» и др.
3.Тренинги саморазвития, личностного роста.
4. Мастерская самопроектирования.
5.Творческая самопрезентация.
6. Персональная выставка.
7.Смотр - конкурс «Ученик года», «Зажги свою звезду»
8. Дневник достижений.
9. Личный сайт школьника.
В этом учебном
году я являюсь классным руководителем 5-го класса. Систему воспитательной работы в классе я
решила построить с применением технологий развития индивидуальности ребенка,
так как это направление отвечает
требованиям воспитания в современных условиях. В классе всего 9 учащихся, таким
образом есть возможность индивидуально поработать с каждым учеником в классе,
помочь ему выстроить свою личную
программу саморазвития. Небольшая наполняемость классов является на сегодняшний
день особенностью нашей школы. В связи с этим,
учебно-воспитательный процесс школы может строиться таким образом, чтобы
каждый ребенок нашел в школе свою нишу и почувствовал себя комфортно,
осознавая, что есть дела, в которых он захочет участвовать и будет оценен по
достоинству. Для этого в нашей школе созданы все необходимые условия: действуют
кружки и клубы по интересам, спортивные секции, компьютерный класс, библиотека,
школьный краеведческий музей.
Прежде чем начинать планирование
воспитательной работы, нужно хорошо представлять себе особенности класса. Важно
дать объективную характеристику совместной деятельности и оценить специфику
общения членов классного коллектива, сформированных волевых и
эмоционально-психологических отношений, установленных с другими сообществами
детей и взрослых, формальных и неформальных связей. Охарактеризовать возможности детей можно по следующей таблице:
(См. Табл.№2) Таблица позволяет в сжатой форме
выразить наиболее очевидные особенности ребенка. Заполнение ее легко
осуществить после проведения в классе анкетирования среди учащихся, родителей,
а также других методик, позволяющих представить себе внутренний мир школьника.
Имея перед собой такую таблицу, можно определить, какие существуют общие
тенденции и возможные специфические маршруты развития учеников класса. На этом этапе работы он может
сделать пометки о возможных индивидуальных поручениях, соответствующих
особенностям характера, интересам, способностям конкретных ребят; о школьных и
районных мероприятиях, в которых могут принять участие ученики класса.
Система индивидуальностно-ориентированной деятельности
педагога может складываться из совокупности представленных в таблице элементов. (См. Табл.№3) Конечная
цель работы по самопознанию и саморазвитию развитие потребности в постоянном
самосовершенствовании. Одним из путей формирования этого мотива выступает
обучение навыкам рефлексии, умению планировать свое будущее, определять
собственные перспективы. Формой такой дельности может стать заполнение своего
рода дневника: «Дневник достижений», «Тетрадь саморазвития», «Мой дневник»
ит.д. Среди разделов или рубрик «дневника» могут быть выделены следующие:
- что мне больше всего в себе нравится;
-я хотел(а) бы в себе изменить;
-лучше всего я умею;
-я не очень хорошо умею;
-я хочу научиться.
Примером педагогической технологии, которую я
взяла в основу своей воспитательной системы может стать технология, представленная
в журнале «Классный руководитель» № 4, 2009 г.: «Как стать личностью»: технология
поддержки социального становления школьников», разработанная Тыртышной М.А.( замдиректором Центра Образования
№18 по научно-экспериментальной работе, г. Йошкар-Ола.). Она предусматривает
организацию деятельности учащихся в классе и в местном сообществе через самостоятельную
работу с дневниками развития.
Технология
рассчитана на 5-9-й класс и представлена комплектом методических рекомендаций
для педагогов и индивидуальных дневников развития для каждого ребенка: 5-6-й
класс: «Шаги к познанию», 7-8-й класс: «Воспитание характера», 8-9-й класс: «
Ключ».
В части А определяются цели и задачи
программы, формы и методы индивидуального участия каждого ребёнка. Проводится
тренинг групповой работы.
В части Б определяется, формируется общее представление о способностях
человека и проводится психолого-педагогическое тестирование способностей.
В части В формируется представление о познании вообще, о формах
познания мира человеком. Проводится тренинг на развитие информационно познавательных
компетентностей учащихся.
В части Г проводится тренинг на развитие общеучебных навыков,
мышления и памяти.
В части Д проводится тренинг
управления эмоциями и чувствами человека (тренинг эффективного поведения). (См.
Табл.№4) Работа
с «дневником» выполняет двойную роль. С одной стороны, он способствует
стимулированию работы по самопознанию и саморазвитию, с другой служит
диагностическим материалом для педагогического наблюдения. Роль
родителей в развитии индивидуальности трудно переоценивать. Они должны стать
заинтересованными участниками этого процесса.
Эдвайс-встреча - форма работы с родителями в технологии «Как стать
личностью»,разработанной Тыртышной М.А.
Она может использоваться для обсуждения учебных результатов и достижений
(проблем) личностного развития и представляет из себя индивидуальные
консультации с учителями-предметниками, воспитателями, психологами,
администраторами школы, руководителями кружков, секций и др. По специальному
расписанию родители и дети приглашаются на консультации-встречи (по 10—15
минут), на которых обсуждаются проблемы и перспективы личностного развития
отдельных учащихся. При этом сообща вырабатываются пути разрешения проблем, определяются
оптимальные формы учебной и специальной деятельности. Эдвайс - встречи
проводятся не реже двух раз в год. Могут быть приняты специальные оценочные
рефлексионные формы. Они используются как рекомендации родителям или входят в
дневник развития ребёнка. (См. Табл.№5)
При
организации деятельности по развитию индивидуальности важно помнить об
оптимальном сочетании групповых и индивидуальных форм работы. А можно
попытаться найти такие, которые способны логично соединить в себе развитие
индивидуальности ребенка и его вклад в общее дело. Примером может служить «дерево достижений класса». В течение года
это дерево заполняется плодами, под которыми понимается вклад отдельного
ребенка в достижения класса.. Несколько страниц в конце дневника
развития следует отвести для подведения итогов за текущий год. В эту часть
дневника ребята собирают свидетельства своих достижений: грамоты,
благодарственные письма, отзывы, характеристики от организаторов и др. Фиксацию
достижений следует отражать в специальном бланке. (См. табл. № 6). Критериями сформированности
индивидуальности ребенка и эффективности процесса воспитания могут выступать
следующие:
1. Умение и стремление к познанию и проявлению своих
возможностей.
2. Креативность личности.
3.Выбор нравственных форм и способов самореализации и
самоутверждения.
4.Адекватная положительная самооценка, уверенность в
своих силах и возможностях.
5. Способность к рефлексии. ( смотри таблицы в приложении)
|