Пятница, 17.05.2024, 06:58Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя Лёвкиной Людмилы Анатольевны
Меню сайта
Мои материалы
Мои статьи [4]
Форма входа
Ссылки
Поиск
Опрос сайта
Оцените мой сайт
Всего ответов: 174

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Воспитание индивидуальности как одно из направлений становления личности

Воспитание индивидуальности как одно из направлений становления личности  .

     Основными параметрами личностного развития ребенка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатель сформированности социальной компетентности и социального развития личности.

  Создание условий для интеллектуального и духовного развития, самопознания, самоопределения, самореализации личности в соответствии с индивидуальными личностными особенностями, все чаще рассматривается как важнейшая задача образования. Поэтому в последние годы акцент в воспитательной практике смещается в сторону поддержки становления в растущем  человеке  ярко индивидуального, которое призвано ему помочь стать самим собой и добиться благодаря этому жизненного успеха.

        В качестве требований воспитания, ориентированного на развитие индивидуальности растущего человека, избираются следующие принципы построения воспитательного взаимодействия: целостности; бинарности;
доминанты; вариативности; помогающих отношений; творческой активности; рефлексивности.

   Принцип целостности: педагогические действия не должны распыляться ради формирования каких-то отдельных, порой и не очень существенных, сторон и качеств человека, а должны сосредотачиваться на развитии системообразующего свойства, придающего человеку целостность.

     Принцип бинарности: (бинарный двойной, двуединый, состоящий из двух частей, компонентов и т.п.) предполагает выделение парных методов «воспитания-самовоспитания».

          Принцип доминанты требует от воспитателя внимательного изучения воспитанников и тщательного анализа их поступков, что способствует выявлению, осознанию пониманию педагогом доминантных состояний у детей. Это является несомненно важным для развития индивидуальности школьников, ведь из совокупности присущих им доминант формируется «руководящий стержень» их мыслей и действий, т.е. авторское отношение к жизни.

 Принцип вариативности требует от педагога умения проектировать и создавать в воспитательном взаимодействии с учащимися ситуацию выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности ребенка, проявление его способностей. Педагог может и должен помочь учащемуся жить, учиться и воспитываться в условиях постоянного выбора цели, содержания, формирования способов организации индивидуальной и коллективной деятельности.

Принцип помогающих отношений нацеливает воспитателя на отказ от использования средств формирующей педагогики, на обогащение своего педагогического арсенала индивидуальностно-ориентированными формами и способа ми воспитательного взаимодействия.

Принцип творческой активности обращает внимание воспитателя на необходимость проектирования и создания условий для проявления и развития креативных способностей учащихся, на стимулирование у них желания стать субъектами индивидуального и коллективного жизнетворчества.

Принцип рефлексивности. является отражением необходимости осуществления педагогической деятельности по формированию у детей умений и навыков самоанализа и самооценки, потребности в рефлексии событий, происходящих в совместной и индивидуальной жизни.

Приемы и методы педагогического взаимодействия педагога и воспитанника в процессе воспитания индивидуальности представлены в таблице: (См. Табл №1).

          Таким образом, воспитание, содействующее развитию индивидуальности, включает в себя следующие приоритетные направления:

1.Создание авторского отношения человека к собственной жизни, к своему социальному и природному окружению.

2.Развитие задатков и способностей растущего человека.
            3.Освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности.

4.Формирование нравственной направленности ребенка.

5. Развитие творческой активности детей.

Развитию и проявлению индивидуальности ребенка способствуют следующие формы воспитательной работы:

1.Учебные занятия спецкурсов «Самосовершенствование личности» (Г.К. Селевко), «Философия жизни» (Т.Е. Щуркова) и др.

2. Циклы тематических классных часов: «Стать самим собой», « Познай самого себя», «Сотвори сам себя» и др.

3.Тренинги саморазвития, личностного роста.

4. Мастерская самопроектирования.

5.Творческая самопрезентация.

6. Персональная выставка.

7.Смотр - конкурс «Ученик года», «Зажги свою звезду»

8. Дневник достижений.

9. Личный сайт школьника.

  В этом учебном году я являюсь классным руководителем 5-го класса.  Систему воспитательной работы в классе я решила построить с применением технологий развития индивидуальности ребенка, так как  это направление отвечает требованиям воспитания в современных условиях. В классе всего 9 учащихся, таким образом есть возможность индивидуально поработать с каждым учеником в классе, помочь ему выстроить свою  личную программу саморазвития. Небольшая наполняемость классов является на сегодняшний день особенностью нашей школы. В связи с этим,  учебно-воспитательный процесс школы может строиться таким образом, чтобы каждый ребенок нашел в школе свою нишу и почувствовал себя комфортно, осознавая, что есть дела, в которых он захочет участвовать и будет оценен по достоинству. Для этого в нашей школе созданы все необходимые условия: действуют кружки и клубы по интересам, спортивные секции, компьютерный класс, библиотека, школьный краеведческий музей.

 Прежде чем начинать планирование воспитательной работы, нужно хорошо представлять себе особенности класса. Важно дать объективную характеристику совместной деятельности и оценить специфику общения членов классного коллектива, сформированных волевых и эмоционально-психологических отношений, установленных с другими сообществами детей и взрослых, формальных и неформальных связей. Охарактеризовать  возможности детей можно по следующей таблице: (См. Табл.№2)

    Таблица позволяет в сжатой форме выразить наиболее очевидные особенности ребенка. Заполнение ее легко осуществить после проведения в классе анкетирования среди учащихся, родителей, а также других методик, позволяющих представить себе внутренний мир школьника. Имея перед собой такую таблицу, можно определить, какие существуют общие тенденции и возможные специфические маршруты развития  учеников класса. На этом этапе работы он может сделать пометки о возможных индивидуальных поручениях, соответствующих особенностям характера, интересам, способностям конкретных ребят; о школьных и районных мероприятиях, в которых могут принять участие ученики класса.                       

    Система индивидуальностно-ориентированной деятельности педагога может складываться из совокупности представленных в таблице  элементов. (См. Табл.№3)

  Конечная цель работы по самопознанию и саморазвитию развитие потребности в постоянном самосовершенствовании. Одним из путей формирования этого мотива выступает обучение навыкам рефлексии, умению планировать свое будущее, определять собственные перспективы. Формой такой дельности может стать заполнение своего рода дневника: «Дневник достижений», «Тетрадь саморазвития», «Мой дневник» ит.д. Среди разделов или рубрик «дневника» могут быть выделены следующие:

- что мне больше всего в себе нравится;

-я хотел(а) бы в себе изменить;

-лучше всего я умею;

-я не очень хорошо умею;

-я хочу научиться.

    Примером педагогической технологии, которую я взяла в основу своей воспитательной системы может стать технология, представленная в журнале «Классный руководитель» № 4, 2009 г.: «Как стать личностью»: технология поддержки социального становления школьников», разработанная   Тыртышной М.А.( замдиректором Центра Образования №18 по научно-экспериментальной работе, г. Йошкар-Ола.). Она предусматривает организацию деятельности учащихся в классе и в местном сообществе через самостоятельную работу с дневниками развития.

 Технология рассчитана на 5-9-й класс и представлена комплектом методических рекомендаций для педагогов и индивидуальных дневников развития для каждого ребенка: 5-6-й класс: «Шаги к познанию», 7-8-й класс: «Воспитание характера», 8-9-й класс: « Ключ».

   В части А определяются цели и задачи программы, формы и методы индивидуального участия каждого ребёнка. Проводится тренинг групповой работы.

 В части Б определяется, формируется общее представление о способностях человека и проводится психолого-педагогическое тестирование способностей.

    В части В формируется представление о познании вообще, о формах познания мира человеком. Проводится тренинг на развитие информационно познавательных компетентностей учащихся.

   В части Г проводится тренинг на развитие общеучебных навыков, мышления и памяти.

  В части Д проводится тренинг управления эмоциями и чувствами человека (тренинг эффективного поведения). (См. Табл.№4)

   Работа с «дневником» выполняет двойную роль. С одной стороны, он способствует стимулированию работы по самопознанию и саморазвитию, с другой служит диагностическим материалом для педагогического наблюдения.

   Роль родителей в развитии индивидуальности трудно переоценивать. Они должны стать заинтересованными участниками этого процесса.  Эдвайс-встреча - форма работы с родителями в технологии «Как стать личностью»,разработанной  Тыртышной М.А. Она может использоваться для обсуждения учебных результатов и достижений (проблем) личностного развития и представляет из себя индивидуальные консультации с учителями-предметниками, воспитателями, психологами, администраторами школы, руководителями кружков, секций и др. По специальному расписанию родители и дети приглашаются на консультации-встречи (по 10—15 минут), на которых обсуждаются проблемы и перспективы личностного развития отдельных учащихся. При этом сообща вырабатываются пути разрешения проблем, определяются оптимальные формы учебной и специальной деятельности. Эдвайс - встречи проводятся не реже двух раз в год. Могут быть приняты специальные оценочные рефлексионные формы. Они используются как рекомендации родителям или входят в дневник развития ребёнка. (См. Табл.№5)

  При организации деятельности по развитию индивидуальности важно помнить об оптимальном сочетании групповых и индивидуальных форм работы. А можно попытаться найти такие, которые способны логично соединить в себе развитие индивидуальности ребенка и его вклад в общее дело. Примером может служить «дерево достижений класса». В течение года это дерево заполняется плодами, под которыми понимается вклад отдельного ребенка в достижения класса..

    Несколько страниц в конце дневника развития следует отвести для подведения итогов за текущий год. В эту часть дневника ребята собирают свидетельства своих достижений: грамоты, благодарственные письма, отзывы, характеристики от организаторов и др. Фиксацию достижений следует отражать в специальном бланке. (См. табл. № 6).   

    Критериями сформированности индивидуальности ребенка и эффективности процесса воспитания могут выступать следующие:

1.  Умение и стремление к познанию и проявлению своих возможностей.

2.     Креативность личности.

3.Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения.

4.Адекватная положительная самооценка, уверенность в своих силах и возможностях.

5.     Способность к рефлексии.                        

                            ( смотри таблицы в приложении)    

                                                             


                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Заряночка (06.01.2013)
Просмотров: 4796 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Свежие новости