Пятница, 17.05.2024, 08:06Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя Лёвкиной Людмилы Анатольевны
Меню сайта
Мои материалы
Мои статьи [4]
Форма входа
Ссылки
Поиск
Опрос сайта
Оцените мой сайт
Всего ответов: 174

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Использование ИКТ на уроках истории в сельской школе

 

Одна из задач преподавания истории в сельской школе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями и источниками информации.   Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.  Использование компьютера на уроке позволяет сделать образовательный  процесс    более  мобильным,  наиболее полно решать проблему индивидуализации и  дифференцированного подхода в обучении, что особенно важно в сельских малокомплектных школах. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником,  позволяет накапливать и сохранять дидактическую и информационную базу, решать проблему наглядности.

Использование ИКТ в учебном процессе предусматривает возможность:

1.      обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов ( фото, видеоматериалы, варианты заданий, таблицы,  схемы, рисунки, и т.п.);

2.      создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS PowerPoint, использовать имеющиеся готовые программные продукты и электронные учебники;

3.      применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

4.      осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

5.      организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке и во внеурочное время;

6.      разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно,  и  проводить компьютерное тестирование.

        Теоретические знания и практические навыки по ИКТ при подготовке и

проведении уроков истории в сельской школе, позволяют учителю:

• повысить интерес к предмету;

• сделать урок современным;

• сделать  урок доступным, для усвоения материала, учениками;

• создают возможность эмоционально и образно подать материал;

В то же время пока еще существует  одна немаловажная проблема для учителя-предметника сельской школы, желающего использовать ИКТ на уроках – это наличие оборудованного компьютерной техникой кабинета. Необходимо, чтобы в именно сельских школах кабинеты были достаточно оборудованы средствами ТСО для проведения уроков, так как в этих  школах  чаще всего морально устарели  или отсутствуют необходимые наборы:  карты, атласы, наборы схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций. Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса историческими картами, то с использованием интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе.

               На всех этапах организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, а также  контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании истории, стараюсь активно использовать новые информационные технологии.  Компьютер позволяет создавать свои образовательные ресурсы - презентации  с помощью программы  PowerPoint , которые могут быть частью, основой урока или творческой работой учащихся.

        Прежде всего, на своих уроках я стараюсь реализовывать принцип наглядности. Для этого  разрабатываю сама или  использую готовые тематические электронные презентации   для уроков.  Данная форма позволяет представить материал как систему ярких наглядных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. 

           Использование презентаций особенно эффективно на тех уроках, когда нужно объяснить большой по объему и разнообразный по содержанию материал. Преподаватель может добавлять или пропускать слайды, наполнять их другим содержанием (заменять текст, рисунок, диаграмму), использовать традиционные приемы работы.

           Педагогическое применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности  и для школьников. При создании учащимися компьютерных презентаций по заданию учителя  формируются важнейшие в современных условиях навыки:

  • Критическое осмысление информации;
  • Выделение главного в информационном сообщении;
  • Систематизирование и обобщение материала;
  • Грамотное представление имеющейся информации.

         Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей  творческой деятельности, навыков  публичного выступления, общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории.

         Проведение уроков – конференций при  изучении тем по истории культуры различных периодов уже стало традицией в моей практике работы. Эти темы, требующие представления большого количества наглядной информации, в то же время не сложны в понимании и  самостоятельном освоении учащимися, и ребята с удовольствием разрабатывают и демонстрируют  свои презентации при выступлении на  подобных уроках-конференциях.

         Использование ИКТ в проектной деятельности – это реальность сегодняшнего дня. Информационные технологии используются практически на каждом этапе исследовательской деятельности: поиск информации, ее обработка, оформление проекта и его презентация.

          Проектная деятельность занимает важное место в моей  работе с учащимися - это   работа над долгосрочными  и краткосрочными исследовательскими проектами по краеведению. В конце учебного года учащиеся представляют свои авторские проекты на  школьной научно-практической конференции.

         Рассказ учителя, сопровождающийся показом презентации на уроках краеведения, является важным в процессе запоминания материала, особенно при отсутствии учебных и наглядных  пособий.  В нашей школе, к сожалению, нет необходимых учебников по краеведению, эту проблему я стараюсь решать по мере возможности с помощью создания презентаций по  различным темам курса.

       Особенно  незаменим компьютер на уроках  обобщения, когда в течение всего занятия используются информационные технологии  (включая в работу текст, аудио  и видеоматериалы, материалы готовых CD-ROM, мультимедиа-презентации, интерактивные тесты и т.д.). Использование ИКТ позволяет повторить и обобщить  обширный материал какого-либо раздела или темы в нетрадиционной форме, например в виде игры, причем в рамках одного урока.  При этом появляется возможность организовать и оценить работу каждого ребенка, причем оценить немедленно, что очень важно для поддержки  мотивации ученика.           

         Вот уже не первый год в работе   использую  образовательные ресурсы   сети Интернет для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов,  справочников, газетных и журнальных статей, рефератов, материалов для подготовки к ЕГЭ,  веду  работу по созданию своей мультимедиа библиотеки как готовых (приобретенных в магазинах)  образовательных программ, так и скачанных с интернет ресурсов на СД дисках.     

В своей работе я использую методические рекомендации и разработки учителей - предметников из различных сайтов сети Интернет и  формирую тематический банк полезных ссылок на ресурсы сети Интернет, содержащих информацию важную для проведения и уроков и внеурочной деятельности по своим предметам. Результативность и эффективность деятельности учителя достигаются благодаря сотрудничеству с коллегами на основе информационного взаимодействия через Интернет  сообщества учителей.     

Использование ИКТ  в процессе обучения истории в сельской школе обеспечивает:

·       Интенсификацию учебного процесса, поднятие его на более качественный уровень;

·       Всестороннее развитие школьника;

·       Подготовку выпускника сельской школы к жизни в условиях информационного общества;

·       Реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации общества.

                           Учитель истории  МКОУ СОШ. п. Заря Левкина Л.А.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Заряночка (18.12.2013)
Просмотров: 845 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Свежие новости